MENU

Как правильно зарегистрировать и защитить торговую марку

17.06.2021 • Блог Александра Высоцкого, Публикации

Торговая марка и её защита — вопрос, который так или иначе касается всех владельцев бизнеса. На конкретном кейсе разберём, как запатентовать торговую марку и почему сделать это действительно важно. Какие способы защиты существуют? Что делать, если возникли серьёзные проблемы с интеллектуальной собственностью?

Проблема

Ко мне обратился резидент нашей годовой онлайн-программы. У него возникли проблемы с названием компании. Сама компания существует с 2015 года, но на патент названия подали только в начале 2021 года. При проверке выяснилось, что название запатентовано другим большим холдингом. Соответственно, резидент не может вести деятельность под своим именем. Вопрос в том, можно ли сделать ребрендинг безболезненно, тем более что другая компания получила патент раньше, а её владелец — высокопоставленный чиновник, и конфликты нежелательны?

3 вида защиты интеллектуальной собственности

Отмечу, что использовать слово «патент» — не совсем правильно. Есть три способа защитить интеллектуальную собственность, все они разные.

Первый — торговая марка. Вы делаете бизнес под каким-то именем. Например, под именем «Visotsky Consulting». И это наша торговая марка. Она может быть зарегистрированной и незарегистрированной.

Второй способ защиты — права на копирование всевозможных документов.

Третий — патент. Он относится к технологиям: я изобрёл рецепт нового напитка и запатентовал его. То есть это три разных вещи. В материале я подробно остановлюсь на первом, торговой марке.

Если марку зарегистрировал кто-то другой

Во всех странах мира законодательство по торговым маркам работает одинаково. Например, моя компания начала работать под названием «Visotsky Consulting» в 2008 году. Мы сделали вывеску и начали использовать его в рекламе. Нужно понять, что, независимо от того, зарегистрировал я торговую марку или нет, я имею её. Я могу продолжать под ней работать. И, предположим, другой человек по фамилии Высоцкий в 2015 году зарегистрировал торговую марку «Visotsky Consulting». Что это означает? Я не буду оспаривать регистрацию. Но это не означает, что я должен прекращать работу под этим именем, ведь я могу легко доказать, что работал под этим названием задолго до регистрации второго Высоцкого. И никто не может заставить меня отказаться от неё.

Что даёт регистрация торговой марки

Регистрация торговой марки даёт вам приоритетное право. Если бы я одновременно с началом работы (2008 год) зарегистрировал торговую марку, это дало бы только один результат: никто больше не может работать под торговой маркой «Visotsky Consulting» в стране, в которой она зарегистрирована. Если же не зарегистрировал, то под ней может работать кто-то другой.

Есть ли конфликт?

Если вы регистрируете торговую марку, а кто-то уже работает под этим именем, вы никак не можете ему помешать. Наш резидент, который начал работу с 2015 года, имеет официальные документы, вывески, другие доказательства, может даже опротестовать регистрацию другой компании. То есть никакого ущемления в правах нет. И это можно отстоять в любой стране и любом суде. И, скорее всего, другая компания не будет предъявлять претензии, особенно если она ведёт работу в совершенно другой нише.

То есть можно спокойно продолжать работу. Не нужно делать ребрендинг и что-то менять. Никто не вправе заставить нашего резидента отказаться от старого названия, и всё потому, что он начал использовать его раньше. Есть даже возможность опротестовать регистрацию их торговой марки. Но так как владелец — большой чиновник, желания опротестовать марку нет, можно спокойно обойтись и без этого.

Итог

Конечно, теперь нашему резиденту зарегистрировать торговую марку нельзя. Но продолжать работу можно. Кроме того, можно попробовать зарегистрировать её в других странах, если необходимо. По моему мнению, торговую марку лучше регистрировать. Но если получилось так, то спокойно продолжайте работу и не думайте о ребрендинге. Никто не заставит вас от неё отказаться. Если же будут какие-то претензии, вы сможете защитить интересы в суде, доказав, что работаете под маркой уже давно.

Законодательство о торговых марках защищает ваши интересы. Даже если ваша торговая марка не была зарегистрирована, она существует, если вы можете это доказать. Регистрация нужна только в случае, если вы хотите, чтобы марку для определённого вида товаров и услуг никто другой не мог использовать.

Александр Высоцкий — специально для BestFacts

Related Posts

Comments are closed.

« »